Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу с 2014 года, используемая ранее аттестация рабочих мест была заменена такой процедурой, как специальная оценка условий труда (СОУТ). Этот процесс имеет целый ряд существенных отличий от аттестации, и кроме того, в него включены совершенно новые понятия, подробно описанные в упомянутом выше законе. Именно они должны сегодня использоваться при проведении специальной оценки условий труда, которая дает возможность выявить вредные и опасные факторы для сотрудников промышленных предприятий и иных компаний, а также оценить качество организации надлежащих условий для выполнения тех или иных должностных обязанностей.
В 2018 г. заканчивается срок действия всех сертификатов, полученных по результатам проведения аттестации рабочих мест (АРМ) и выданных сроком на 5 лет, так как в 2014 г. на законодательном уровне была утверждена новая процедура – специальная оценка условий труда (СОУТ). До конца 2018 года все организации должны провести СОУТ.
КОМУ НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ СПЕЦ.ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)
Все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах – не зависимо от того, офис это или производство, стационарное это рабочее место или не стационарное (водители, курьеры, грузчики и т.д.).
В соответствии с Законом СОУТ не проводится только на рабочих местах надомников, дистанционных работников, а также работников, когда их работодателем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.
КАК ЧАСТО НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ СПЕЦ.ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)
Специальная оценка условий труда (СОУТ) на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
Внеплановая специальная оценка условий труда согласно статье 17 426-ФЗ проводится в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4-7.
ЧТО ГРОЗИТ РАБОТОДАТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ НЕ ПРОВЕЛИ СПЕЦ.ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), с 1 января 2014 года.
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда.
- Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.
- Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10000-20000 рублей, на юридических лиц — от 50000-70000 рублей.
- Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет наложение административного штрафа 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.
Штраф за непроведение специальной оценки условий труда:
- Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее не проведение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000-10000 рублей, на юридических лиц — 60000-80000 рублей.
- Допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10000-20000 рублей, на юридических лиц — от 80000-100000 рублей.
- Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15000-20000 рублей, на юридических лиц — 110000-130000 рублей.
- Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20000-30000 рублей, на юридических лиц — 130000-150000 рублей.
- Несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и пр. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000-10000 рублей, на юридических лиц — 50000-70000 рублей.
- Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30000-40000 рублей, для юридических лиц — 100000-200000 рублей.
По решению инспектора возможна приостановка деятельности предприятия на срок до 90 дней.
Уголовный Кодекс (УК РФ):
Статья 143. Нарушение требований охраны труда.
- Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека влечет штраф в размере до 400000 рублей, либо лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека — лишение свободы на срок до 4 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц — лишение свободы на срок до 5 лет.
КТО УПОЛНОМОЧЕН ПРОВОДИТЬ СПЕЦ.ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ)
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — строго регламентированная поэтапная процедура, требующая профессионального и структурированного подхода. Проводить ее могут только организации, меющую соответствующую аккредитацию.
Специалисты нашей компании готовы качественно и в соответствии с действующей законодательной базой провести полный комплекс работ по СОУТ на рабочих местах Вашего предприятия вне зависимости от формы собственности и вида деятельности.
Для предварительного расчета стоимости СОУТ для Вашей организации, можете прислать нам заявку, заполнив форму в начале страницы.